Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется превалированием сферы услуг как в структуре национального производства большинства стран мира, так и в системе международных экономических отношений. Это свидетельствует о формировании нового типа экономики и переходе к постиндустриальному обществу, где информационные технологии и сектор услуг играют главенствующую роль в образовании валового национального продукта, внешней торговле и, соответственно, международной торговле в целом.
Туристическая сфера Российской Федерации обладает огромным потенциалом для развития. Однако до недавнего времени эти возможности были недостаточно использованы. Главные причины такой ситуации связаны с социально-экономическим кризисом в стране и недостаточным уровнем развития туристической инфраструктуры.
Туризм стимулирует развитие смежных отраслей экономики, таких как торговля, транспорт, связь, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие. Кроме того, туризм выполняет важную социальную функцию, оказывая значительное влияние на занятость населения.
В последнее время туризм получил массовое развитие и стал важным явлением на международном уровне. Этому способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей узнать больше об истории своей родины и других странах, познакомиться с достопримечательностями, культурой и традициями различных народов.
Туризм оказывает значительное воздействие на ключевые секторы экономики. Он является движущей силой транспорта, услуги в гостиницах и ресторанах, торговли, строительства и производства товаров для народного потребления. Более того, туризм играет роль катализатора социально-экономического развития.
Индустрия туризма представляет собой отрасль экономики с благородной целью - способствовать развитию культуры и образования, организовывать общение и отдых, а также восстанавливать силы человека.
Цель исследования – провести анализ развития туристских зон федерального значения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность туристской зоны;
-дать классификацию туристских зон;
-изучить характеристику туристских зон федерального значения в Российской Федерации;
-определить проблемы и перспективы развития туристских зон федерального значения в Российской Федерации.
При написании работы использовались методы анализа, сравнения, сопоставления. Также использовались методы дедукции и абстракции.
Информационной базой исследования послужили данные статистической отчетов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав заключения и списка используемых источников. Во введении раскрыты основные особенности работы.
В первой главе проведен теоретический обзор по теме исследования.
Во второй главе дана характеристика туристских зон федерального значения в Российской Федерации.
В заключение поведены итоги и сделаны краткие выводы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИСТСКИХ ЗОН
1.1 Понятие и сущность туристской зоны
Сегодня в индустрии туризма все больше внимания уделяется созданию, развитию и продвижению новых туристических направлений в различных странах и регионах мира.
Такие места, привлекательные для туристов, получили название "туристические дестинации". Это территории, которые посещаются путешественниками с различными целями.
В современной практике туристическая дестинация рассматривается как ключевой элемент туризма, так как именно на этой территории предоставляется широкий спектр туристических услуг.
Дестинацией может быть географический регион, страна, остров, город и т.д. – ограниченная территория, которая обладает привлекательными ресурсами для развития туризма. Чтобы стать туристической дестинацией, требуется развитая туристическая инфраструктура, наличие культурно-исторических объектов и других достопримечательностей, а также благоприятные законодательные и политические условия, а также заинтересованные заинтересованные стейкхолдеры [3].
Туристические дестинации обладают своими особенностями, среди которых можно выделить следующее:
-территория медленно приспосабливается к потребностям туристов, посещающих дестинацию;
-территория обычно имеет определенные границы и зоны, которые являются привлекательными для туристов и где они сосредотачиваются, получая туристические и сопутствующие услуги;
-культурно-рекреационные ресурсы и другие достопримечательности концентрируются в определенной зоне дестинации.
В результате такой диспропорции формируется "туристическая зона" – часть дестинации, которая наиболее востребована среди туристов.
В этой зоне расположены основные достопримечательности, представляемые на национальных и международных рынках туристических услуг, а также основной поток туристов, прибывающих в дестинацию.
Также здесь находятся различные предприятия и организации, предоставляющие разнообразные услуги для туристов.
В большинстве случаев туристские зоны включают в себя исторические центры городов, где находятся архитектурные памятники, музеи и другие объекты прошлых эпох.
Когда продвигают туристскую дестинацию на рынке, основной акцент делается именно на этих сложившихся туристских зонах как основном привлекательном ресурсе.
Однако дестинация может иметь несколько туристских зон, которые расположены на разных территориях из-за её протяженности или разнообразия локаций (например, пригороды Санкт-Петербурга могут быть отнесены к отдельным туристским зонам дестинации "Санкт-Петербург" вместе с Дворцовой площадью и смежными улицами и площадями).
Изначально термин "туристская зона" был синонимом для "пузыря среды" и был предложен Эриком Коэном в работе "Toward a Sociology of International Tourism", где он высказал следующее утверждение: "массовые туристы" хотят почувствовать новизну окружающей среды дестинации, при этом оставаясь в безопасной и комфортной для них микросреде, включающей отели и знакомую еду - таким образом, они создают своего рода "зону", которую редко покидают [13].
В дальнейшем, чтобы подчеркнуть важность туристического компонента в этом термине, было предложено определение "туристская зона", которое акцентирует внимание именно на туристическом контексте термина и широко используется в современной литературе [16].
На сегодняшний день термин имеет два основных значения: во-первых, это описание желания туристов оставаться в зоне комфорта, что позволяет им находиться "внутри" новой страны и в то же время быть отделенными от национальной культуры [4].
Во-вторых, это разделение дестинации на "туристские зоны" и "зоны проживания" для местных жителей, создающих безопасные условия для кратковременного пребывания туристов, которые "взаимодействуют" с резидентами, поскольку и те, и другие вовлечены в предоставление туристических и сопутствующих услуг. Этот подход был предложен Деннисом Джаддом во время перестройки центральных районов американских городов с целью создания "туристических зон", которые должны были давать путешественникам чувство "безопасности, защищенности и комфорта", существенно отличаясь от городского социокультурного "ландшафта". [8].
1.2 Классификация туристских зон
В научной литературе отсутствует общепринятая классификация «туристских зон», однако для эффективного управления туристическими услугами в различных направлениях, авторы данной работы предлагают свой подход к типологии туристических зон, основываясь на различных критериях (см. таблица 1).
Таблица 1 -Типологизация видов туристских зон [2].
Вид зоны Взаимодействие с территорией Тип границы Пример
Физически созданная (чёткая
жесткая граница) Имеет определенные границы, которые ограждают туристов от
остальной территории Осязаемая, физическая, элемент замкнутости и закрытости,
сложно быстро покинуть Круизный лайнер
Физически созданная (чёткая слабая граница) Имеет определенные, созданные границы, которые ограждают ее от остальной территории Граница осязаемая, с элементами замкнутости, но человек имеет возможность быстро её покинуть при желании Парки развлечений, отели типа «Всё включено», заказники
и заповедники
Психологически созданная Границы нефизические, возникают спонтанно, но активно закрепляются в сознании туристов Не осязаемые, при этом ощутимы – активно разделяют город на зоны. Граница может изменяться со временем, и четкий
«контур» постоянно изменяется Исторические центры европейских городов, припортовые зоны
В общем случае, «туристические зоны» можно разделить на два типа: физические и психологические, названные Райнером Джааксоном «eigenwelt» («свой мир») [10].
Физическая зона, как правило, представляет собой место с явно определенными границами, будучи своего рода закрытым пространством внутри туристической дестинации. Примерами физических зон могут служить круизные лайнеры, парки развлечений, отели с системой «все включено», а также места проведения конференций, выставок, квестов и т.д. В некоторой степени, в эту категорию также могут входить отдельные города, например, Лас-Вегас или Монте-Карло.
Такие «туристические зоны» представляют собой искусственно созданные пространства с определенными границами, которые были сформированы планированием территорий. Однако, следует помнить, что границы этих зон являются условными и направлены на предоставление конкретных услуг в рамках определенного типа туризма.
В то же время, поскольку турист в процессе пребывания в дестинации выходит за рамки одного вида туризма, реализация различных потребностей будет происходить в разных туристических зонах (например, совмещение делового и культурного туризма).
К типу «физических зон» можно отнести заповедники и резерваты с явно обозначенными физическими границами. С одной стороны, такие границы необходимы для контроля за животными и птицами и др., а с другой стороны, они должны привлекать туристов, которые соблюдают эти границы. Другими словами, они создают в сознании туристов дополнительные психологические ограничения, соответствующие правилам конкретного заповедника или общим требованиям охраны окружающей среды.
Второй тип туристических зон формируется с учетом психологического фактора, который в экстремальном случае может приводить к полному отсутствию желания путешественника погружаться в незнакомую культуру. Например, японский турист, посетив Гавайские острова, может выбрать поездку с японской авиалинией в группе японских туристов, где его встретит японский гид, а далее он будет перевозиться на автобусе японской туристической компании до отеля, принадлежащего японским владельцам, или до ресторана, где подают японскую кухню [10].
Таким образом, представленная классификация туристических зон основывается на учете физических и психологических особенностей каждого типа, а также на разнообразии потребностей туристов, которые могут быть удовлетворены в рамках различных зон.